corgi Collect

Привет, меня зовут Корги Коллект.
Я рассказываю о простых способах расстаться с долгами. Заходите скорей!

Перейти

Новости

«У кого-то резко снизились доходы, кто-то вовсе лишился их»: интервью с генеральным директором ID Collect Александром Васильевым

18.08.2020

Александр Васильев, генеральный директор ID Collect (группа IDF Eurasia) в интервью ДОЛГ.РФ рассказал о рынке взыскания после карантина, о проблемах, которые переживает отрасль, о ситуации с долгами в регионах, тенденциях и уголовной ответственности для «черных коллекторов».

Как рынок взыскания пережил карантин? С какими проблемами пришлось столкнуться?

– Рынок взыскания, как и все другие сектора экономики, столкнулся с такой проблемой впервые. Большинство игроков смогли быстро перейти на удаленный режим работы — чем более отлажены были бизнес-процессы в конкретной компании, тем легче было перестроиться. Например, нам удалось это сделать за один день. Мы перевели всех сотрудников, включая судебный отдел. Для него дополнительно требовалось настроить логистические процессы в части передачи документов и пр., но мы справились и смогли полностью обеспечить бесперебойность деятельности.

Главная проблема, с которой столкнулись, наверное, все участники рынка — падение собираемости задолженности. Например, мы у себя зафиксировали просадку результатов в апреле до 25% относительно марта. В мае ситуация стабилизировалась, удалось «отыграть» порядка 20%, то есть сейчас уже можно говорить о возвращении к докризисным показателям.

При этом компании шли навстречу должникам, которые оказались в сложной финансовой ситуации из-за пандемии. У кого-то резко снизились доходы, кто-то вовсе лишился их. При наличии у клиента документального подтверждения мы шли навстречу и разрабатывали лояльные индивидуальные условия. Так поступали и большинство коллег по рынку, считаю, что это хороший тон. Пострадавших должников, по нашим оценкам, было порядка 5% от общего числа.

Какие основные отличия на рынке взыскания до и после пандемии? Есть какая-то специфика по работе в регионах?

– Отличия до и после по большей части относятся к организационным моментам взыскания и работы сотрудников в целом. В объявленный нерабочим период коммуникацию с должниками нужно было осуществлять по расписанию выходного дня, как требует законодательство. В этой связи пришлось быстро перестраивать процессы с точки зрения соблюдения часового взаимодействия. Это полезный опыт, в дальнейшем можно будет оперативно переключаться на новый режим, если начнется вторая волна пандемии.

Для работников, которые сейчас вышли в офис (кстати, у нас это исключительно добровольное дело), мы обеспечили условия в соответствии с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований: проводим термометрию, выдаем средства индивидуальной защиты, используем рассадку с минимальной дистанцией и пр. Думаю, что у коллег по рынку в целом аналогичная обстановка.

По специфике работы в регионах особенных отличий нет, но здесь мы видели тенденцию, – должники, проживающие в крупных городах, испытывали больше трудностей с возвратом, нежели жители менее населенных пунктов. Это можно объяснить тем, что пандемия и ограничительные меры в большей степени затронули густонаселенные локации, соответственно, в них падение экономической активности было наиболее ощутимым.

Что происходило с просуживанием долгов в условиях карантина?

– Суды работали только по упрощенным процедурам, не требующим личного присутствия обеих сторон, исковые заявления во время карантина не рассматривались. Также в связи с переводом службы ФССП на особый график возросла нагрузка на отдельного ее сотрудника. Соответственно, была задержка в вынесении судебных решений. Сейчас суды возвращаются к работе в полноценном режиме, ситуация стабилизируется.

Какие основные тенденции на рынке взыскания вы наблюдаете сейчас?

– Сейчас мы видим увеличение предложений от кредиторов по портфелям задолженностей при параллельном снижении их стоимости. Применительно к микрофинансовым компаниям в начале текущего года портфель в среднем продавался за 7-10% от его размера, сейчас это порядка 4,5-6,5%. Таким образом, можно говорить о падении цены на 30-50%. Также наблюдается рост количества предложений на ранних сроках задолженности, они сократились в два раза — до кризиса средний показатель здесь составлял 300+ дней просрочки, сейчас это 150+ дней. Тенденция объяснима: кредиторам невыгодно держать на балансе долги дольше 150 дней, из-за законодательных ограничений на предельный размер взыскания это становится нерентабельным. Что касается рынка банковской цессии, то, по нашим наблюдениям, стоимость портфеля здесь существенно не изменилась.

Ситуация на рынке: к чему она сейчас располагает? Консолидация, выход новых игроков, обострение конкуренции?

– По нашим наблюдениям, участники рынка сейчас ведут осторожную стратегию. Особенно те, кто в конце прошлого года и в начале текущего активно скупали портфели задолженностей по высоким ценам. Компании, которые стартовали после октября 2019 года, сейчас заработают минимум. В свою очередь выиграют те, у кого есть в работе крупные портфели, приобретенные по низкой стоимости. И уж тем более, сейчас не самое удачное время выходить на рынок новым игрокам — работать на условиях минимальной маржи и еще не накопленного опыта слишком рискованно, это мое личное мнение. Таким образом, конкуренция на рынке в целом снижается. В дальнейшем многое будет зависеть от качества менеджмента, отлаженности бизнес-процессов, экспертизы и гибкости в плане возможности быстро перевести бизнес на удаленное взаимодействие внутри себя при необходимости. Преимущество также будет у технологичных компаний, которым удалось оптимизировать те или иные процессы. Например, у нас есть собственная IT-разработка, которая автоматизирует работу с пакетом документов для судебного процесса, в результате сотрудник тратит на это в три раза меньше времени, чем при ручной подготовке.

Какую оценку можно дать развитию ситуации по рынку до конца года с учетом произошедших изменений. Чего стоит ожидать? Назовите основные прогнозы по сектору.

– С учетом понимания того, что возможна вторая волна коронавируса, можно предположить сохранение осторожной стратегии игроками рынка. Условно, пока что лучше не рисковать и работать с теми портфелями, которые уже есть. Это влечет за собой снижение спроса на покупку новых долгов, а значит, кредиторы будут вынуждены так или иначе идти на уступки по цене. При этом мы прогнозируем расширение агентского рынка: выросло количество должников, ушедших в просрочку диапазоном 60-90+ дней, это как раз «вотчина» агентского рынка. В целом мы видим 20% рост доли долгов, передаваемых в работу коллекторам по агентской схеме.

НАПКА часто говорит о так называемых «черных» коллекторах. Это незаконные компании, которые зачастую держат МФО, по словам Бориса Воронина, они дискредитируют участников рынка, так как работают без коллекторских лицензий. Согласны ли вы с НАПКА? Какие методы борьбы с «черными» коллекторами вы считаете наиболее эффективными?

– Мы являемся членами СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА), находимся в постоянном диалоге с коллегами и полностью разделяем их мнение по этому вопросу. Деятельность нелегальных участников рынка действительно накладывает негативный отпечаток на всю отрасль, отражаясь, таким образом, на репутации и имидже добросовестных компаний. Это старая проблема, и, на мой взгляд, здесь может быть эффективным ужесточение наказания для «черных» коллекторов», вплоть до уголовной ответственности.

О специфике работы с просрочкой банков и МФО – в чем особенность?

– Основное отличие здесь заключается в «среднем чеке» должников. Для клиентов микрофинансовых организаций он составляет порядка 40 000 рублей, тогда как для банковских заемщиков данный показатель кратно выше. При этом уровень доходов у них примерно одинаковый. Соответственно, работа с банковским портфелем предполагает долгую оборачиваемость задолженности, с точки зрения бизнеса это более «длинные» деньги, в результате чего cashflow растягивается во времени.

Опишите портрет клиента/должника? Как он изменился в период пандемии?

– Применительно к социально-демографическим параметрам в портрете типичного должника МФО корректировок не произошло: это мужчины в возрасте 20-28 лет с доходом порядка 42 000 рублей в месяц и женщины в возрастной группе 25-30 лет, зарабатывающие в среднем 38 000 рублей в месяц. Однако налицо изменения в части сферы деятельности должников: ожидаемо увеличилось количество тех, кто занят в наиболее пострадавших от пандемии отраслях — общепите, сфере услуг и т.д.

Интересные новости

Новости

13.03.2025

«АйДи Коллект» собрал книгу заявок на новый выпуск облигаций на 1,3 млрд рублей

13 марта 2025 года ООО ПКО «АйДи Коллект» (бренд ID Collect) собрало книгу заявок на размещение биржевых облигаций серии 001Р-01.Объем выпуска составил 1,3 млрд рублей, ставка купона – 26,0%. Купон фиксированный с ежемесячными выплатами. Досрочное погашение, оферта и амортизация по выпуску не предусмотрены. Срок обращения бондов – 3 года. В ходе букбилдинга удалось снизить ставку […]

Новости

10.03.2025

ID Collect провел вебинар на Мосбирже накануне размещения выпуска бондов

В пятницу 7 марта на IR-платформе Московской Биржи состоялся вебинар с топ-менеджментом сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect (входит в финтех-группу IDF Eurasia) в рамках предстоящего выпуска облигаций эмитента. В мероприятии приняли участие генеральный директор ID Collect Александр Васильев, финансовый директор компании Анна Нагервадзе и IR-директор IDF Eurasia Николай Минашин.Руководители ID Collect обсудили в […]

Новости

27.02.2025

«АйДи Коллект» разместит в марте выпуск облигаций на 750 млн рублей

11 марта 2025 года ООО ПКО «АйДи Коллект» (бренд ID Collect) открывает книгу заявок на покупку биржевых облигаций серии 001Р-01.Объем выпуска составит не менее 750 млн рублей, ставка купона – до 26,5%, что соответствует доходности к погашению в пределах 29,97% годовых. Купон фиксированный с ежемесячными выплатами. Досрочное погашение, оферта и амортизация по выпуску не предусмотрены. […]

Связаться с нами

Уважительное отношение и доверие — наш базовый принцип. Просто расскажите нам о своих обстоятельствах, и мы вместе найдем решение.
Напишите нам